3. Блины. Масленичное объедение

Журнал Масленица

РЕСТОРАНЫ, Казань

Пожалуй, наиболее характерной особенностью Масленицы, ее основным устой­чивым элементом были и остаются блины. Само название праздника говорит о том, что в это время ели очень много масленой пищи — «блинов масленых».

Блин добро не один; Без блина не Маслена, без пирогов не именины, — автори­тетно заявляли пословицы.

Шуточная, но очень правильная по смыслу припевка:

Как на Масленой неделе

Из трубы (или: в потолок) блины летели!

Уж вы блины мои,

Уж блиночки мои!

Существовало множество шуточных текстов по поводу пристрастия к бли­нам. Вот еще один пример:

Пришла Маслена неделя,

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица,

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть —

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели,

И — блины-то все поели!

Едва ли по всей России сыщется хоть один человек, который бы не помянул широкую Масленицу блином. Есть страстные любители до них, которые едят такие горя­чие блины, что обжигают язык и рот, и притом съедают неимоверное количество на том простом успокаивающем основании, что “блин не клин, живота не рас­колет”.

В первые дни праздника дети с утра обходили дворы односельчан, поздравляли с наступлением Масленицы, побуждали хозяек заняться прямым масленичным делом — печением блинов. В ответ на поздравление ребята требовали угощения:

Ах ты Домнушка,

Красно солнышко!

Вставай с печи.

Гляди в печь —

Не пора ли блины печь?

Подайте широкой Масленице!

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами: «Паршивые блины по аршину длины!»

После обеда дети и подростки собирались на горе и, скатываясь с нее, вы­крикивали:

Широкорожая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Русский человек знал толк в блинах, ценил как обилие их, так и «блинное разнообразие». Сегодня даже трудно представить себе, что блины пеклись из разной муки — пшеничной, ржаной, гречневой, овсяной, ячменной; на дрожжах и на яйцах; большие — во всю сковороду, маленькие — с чайное блюдечко; пышные, толстые и тонкие, почти прозрачные. К блинам подавались разные приправы: яйца, сметана, творог, варенье, рыба, икра и всевозможные грибные, овощные блюда — и, конечно, хмельные напитки, первое место среди которых отводилось пиву, а в городах — сбитню.

Новгородцы любили блины со снетками, на Алтае — с мороженой строга­ниной, в Западной Сибири — с икрой и семгой, с маслом из кедровых ореш­ков. Во многих местах Сибири до середины 19 века блинам предпочитали хворост, который готовили из лучшей муки на свежих яйцах и варили в масле. В Заонежье особые блины — налетушечки — пекли в два приема: «сначала готовили ржаной блин, замешанный на простокваше, затем овсяный блин при­пекали сверху. Иногда нижний блин покрывали дополнительно слоем карто­фельного пюре, разведенного на молоке. Тогда он назывался наливайник».

На примере заонежской традиции видно, что разные виды блинов имели свое название. В других местах наблюдалось то же самое: часто собственно блинами назывались те, что выпекались из кислого опарного теста; приготовленные из пресного теста на молоке и яйцах — это блинчики; маленькие пышные из пше­ничной муки — оладьи; а из ржаной муки — блинцы.

Свой рецепт приготовления блинов знала каждая хозяйка и держала его в секрете. Некоторые считали необходимым разводить тесто для масленичных бли­нов на воде, полученной от растаявшего снега, и непременно — при восходе месяца, сопровождая приготовление опары словами:

Месяц ты, месяц,

Золотые твои рожки!

Выглянь в окошко.

Подуй на опару!

Другие готовили опару вечером, выходя на речки, озера, колодцы, «когда появятся звезды», и чтобы при этом никто не увидел хозяйку.

Безусловно, блины и в условиях Масленицы воспринимались как обрядовое блюдо, связанное с идеей плодородия, с культом предков, с поминальными ри­туалами. Особое внимание уделялось первому испеченному блину.

На Масленице первый блин — за упокой.

Масленичное чревоугодие, разумеется, не ограничивалось блинами. По рус­ским привычкам и представлениям о настоящем празднике, стол должен был ломиться от сытной и обильной еды и от хмельных напитков. В деревнях на Масленицу устраивали «братчину-складыню» — варили пиво и обносили всех в специальном ковше-братчине.

Сибиряки загодя начинали приготовлять «громад­ное количество квасов, пива, сусла и бражки. Сусло варилось разное, с ягодами, черемухой, калиной и др. Хозяйки не отходили от квашенок и печи круглые сутки, варя „маслянку", или „хворост", целыми бельевыми корзинками; стряпали сдобные калачики, шанежки с творогом, с „налевкой" и ягодами, „тарочки" с изюмом и вареньями; пекли вафли, заварные калачи, розочки, масляные орешки и т. д. Жарили рыбу, делали большие рыбные пироги, рыбное холодное залив­ное, драчену, яичницу, стерляжью и других сортов уху и т. п. Все это заготав­ливалось для приема бесчисленных гостей».

Как правило, гости не сидели долго. Отведав масленичных яств, они вставали, благодарили хозяев и отправлялись в другой дом, где опять ели и пили. В каж­дом доме всегда кто-нибудь оставался для приема гостей.

Причина масленичной неумеренности в еде часто видится в желании наесть­ся, «заговеться» на долгий пост. В основе этого явления усматривали и магию плодородия. Последнее верно, хотя надо иметь в виду и присущее крестьянину понимание праздничного времени, которое обязательно включает в себя «сплош­ное столованье» (что недопустимо в будни). Масленица не знает полутонов, все делается широко, открыто, оглушительно, не признавая границ, нарушая нормы и правила обычной, трудовой жизни. Здесь господствуют стихия, плоть, эмоции. Словом, как писал корреспондент одной из провинциальных газет, сельская Мас­леница — «в полном смысле веселье, самое беззаботное, бесцеремонное, свобод­ное от всякой меры и границ».

Что касается еды, то ее в эту неделю не ели, не вкушали, а уничтожали, и это подлинно обрядовое уничтожение. Связано оно с предстоящими вскоре по­левыми работами (много съели — должен быть богатый урожай), с осмыслением в традиционной культуре праздника как возврата к первоначалу, состоянию хаоса, ибо только пройдя через эмоциональное самопереживание стихии разгу­ла, неупорядоченности, неуправляемой и необузданной плоти, человек обретает способность преобразовывать мир, устанавливать порядок, строить культурное бытие.

«Неделя о Страшном Суде», открывающая мясопустную седмицу, и ее свет­скую крестьянскую версию (Масленицу), всякий раз напоминает о конце, смерти, за которой следует очередное начало. Предшествующая Великому посту «неделя об изгнании Адама и Евы из рая» есть начало человеческой истории, а Великий пост — долгий и трудный путь к Великому празднику Пасхи, к осознанию бренного и божественного в каждом из нас. На этом пути нет места прихотям плоти и стихии, здесь господствуют разум, сердце, смирение, труд, духовность. Чтобы оценить и прочувствовать это, необходимо пройти через горнило хаоса, приобщиться низовому, телесному, неупорядоченному началу. Русский человек, переходя от Масленицы к Великому посту, по сути, совершал путь «из варяг в греки», из язычества в христианство, из стихии в культуру.

В такой связи блины — главную ритуальную пищу Масленицы — надо рас­сматривать и как дань некоему первоначалу (самое простое, примитивное муч­ное изделие, архаическая форма обрядового хлеба), и как символ солнца (по виду и цвету) в преддверии весны, сева, и как поминальную еду, связывающую предков с живыми потомками и хоронящую разгульную Масленицу.

 

Ежегодно в Казани проводится яркое и красочное празднование Масленицы. Хотите организовать свой веселый праздник в Казани? Зайдите на страничку "ПРАЗДНИЧНЫЕ АГЕНТСТВА"

конференц залы казань

праздники и традициимасленица 

22.09.2009, 4125 просмотров.

Фотогалерея

Просмотров: 4303

Комментарии: 0



Благотворительность

Благотворительный Фонд помощи детям «Луч Света»

Каталог услуг

Реклама на сайте

Последние сообщения на форуме

  • День Святого Валентина ; )))

    Уже меньше чем через месяц День Святого Валентина))))) Это праздник влюбленных!!! И я уверена что большинство из нас на кануне эт...

    Дата: 28.01.2010 14:13:15

    Автор: Шоколадка

  • День почтальона РФ

    На сколько я знаю, почтальоны давно уже вымерли как вид....

    Дата: 23.05.2010 14:12:53

    Автор: Руслан

  • Требуются менеджеры

    На интернет порталы Свадьба в Казани и Праздник в Казани, требуются менеджеры активных продаж. Просьба высылать ваши резюме по ад...

    Дата: 11.08.2010 09:48:43

    Автор: Руслан

Календарь событий

Сегодня 20 ноября 2018, tuesday

Праздничные новости

Концерт Big Russian Boss в Казани 16.11.2018
Просмотров: 16

7 декабря Большой Босс русского рэпа выйдет с триумфальным выступлением на сцену клуба «Bash Concert Hall».

Межрегиональный фестиваль азиатской культуры и фантастики OPENCON 2018! 16.11.2018
Просмотров: 7

17 ноября в ДК им. Ленина развернётся очень красочное шоу – здесь соберутся все поклонники современной поп-культуры.

30 ноября – Всемирный день домашних животных 15.11.2018
Просмотров: 19

¾ российских семей заводят домашних питомцев. Чаще всего кошек – их обожают 40% владельцев, тогда как «собачников» на 5-7 % меньше.

25 ноября – День Мамы 14.11.2018
Просмотров: 18

Слово «Мама» – на самом деле это волшебный код.

11 ноября – Всемирный день шопинга 05.11.2018
Просмотров: 37

Модники, модницы и просто шопоголики отмечают свой «профессиональный» праздник 11 ноября.


Архив

Реклама на сайте

Праздничные эксперты

Накопилось много вопросов по свадьбе? Мы ответим!

Опросы

Статистика

Rambler's Top100